CM Russia Среда
13.12.2017
21:49
Российский взгляд на Championship Manager  
О моей жизни с бета-демо-версией FM 2005

Keith Stuart, "Guardian", 10 сентября 2004 года
Оригинал: http://blogs.guardian.co.uk/games/archives/pc/2004/09/my_life_with_the_fm_2005_beta_demo.html

Похоже, что этой зимой мы станем свидетелями настоящей битвы уровня Лиги Чемпионов между Эйдосом c их новой версией футбольной стратегии - Championship Manager 5, и Football Manager 2005 от Спортс Интерактив. Для тех, кто не в курсе всей подоплеки этой поистине политической интриги: СИ создали серию Championship Manager в далекие 90-е годы прошлого столетия и продолжали разрабатывать ее вплоть до последнего релиза - версии 03-04 серии СМ4, с Эйдосом в качестве издателя. Но в начале этого года пути Эйдоса и СИ разошлись. У Эйдоса остались права на использование брэнда Championship Manager, которыми они не преминули воспользоваться, начав разрабатывать новую версию игры собственными силами. В СИ решили пойти другим путем - была приобретена лицензия на использование классического названия Football Manager, а сама игра основана на завоевавших популярность (и большое количество наград) базе данных и игровом движке.

А теперь о главном: я не могу ничего сказать про СМ5, но вот в бета-версию FM2005 я играл всю прошлую неделю, и могу сказать, что это будет поистине великолепная игра...

Кстати, позвольте мне здесь сделать ма-а-аленькое признание-отступление: да, я не могу в этом вопросе быть полностью объективным, поскольку по совместительству я работаю еще и главным редактором Официального Журнала по Football Manager от издателей Future publishing, посвященного играм СИ. Однако я занял это место не просто так, а исключительно из своей любви к играм из серии Championshp Manager - ведь эта игра стоила мне бесчисленного количества праздно потраченных часов моей жизни, а также дала мне возможность испытать одни из самых лучших моментов в моей же жизни, связанных с компьютерными игрушками. Об этой игре я знаю столько, что мог бы даже выступить в программе-викторине Mastermind на британском телевидении, где с недавних пор можно отвечать не только на сложные вопросы по истории или литературе, но и по таким тупым темам, как мыльные оперы или сувенирная продукция фильмов про Звездные Войны. Так что можете полагаться на меня, когда я вам говорю о том, что FM2005 станет великолепной игрушкой из серии футбольных симуляторов (кстати, надо сказать, что серия эта уже даже несколько дискредитировала себя определенным количеством банальных "поделок"). Возможно, что FM станет даже лучшим достижением из всех подобных игр на данный момент в истории.

Возвращаясь к игре: не успел я окинуть взглядом классный новый вид системного меню и гигантскую игровую базу данных, содержащую более 200 тысяч работников футбольной профессии со всего мира, каждый из которых находит свое отражение в игре через огромное количество характеристик (более 40); а так же поработать с различными тактическими схемами для моего клуба в игре, как уже почувствовал, что еще чуть-чуть - и меня уже будет просто не оттащить от компьютера. В FM2005 у игрока есть выбор между более чем 50-ю странами, в которых можно тренировать команды (в количестве 2351 штуки, кстати). Все английские клубы представлены не только основной командой, но так же и дублерами, и молодежкой. Тот же уровень детализации есть и у большинства ведущих европейских клубов - так что вы всегда можете оценить, насколько хорошее игровое будущее ожидает ваш клуб в игре. Эта база данных - настоящая сокровищница для любителей футбольной статистики, и неудивительно, что настоящие футбольные тренеры уже обращаются к SI на предмет получения возможности использовать их базу данных по игрокам.

Кроме базы данных, в игре есть и другие интересные особенности - например, новая система "общения" между тренерами, позволяющая вести со своими соперниками настоящие словесные битвы за пределами игрового поля. Игрок может выбрать любого другого тренера в FM, и выступить в прессе с заявлениями в его сторону. Причем список вариантов этих заявлений впечатляет - например, можно раскритиковать игру его команды в последних матчах, высказаться на тему того, как ваша команда порвет его команду в следующие выходные на мелкие кусочки, или даже заявить о вашем глубоком уважении к нему, как к высококлассному тренеру. Все это - составляющая часть психологической игры, идущей постоянно в реальном футболе, а ее применение в FM имеет все шансы стать очень интересной штукой, приближающей игру к реальности. Правда, надо сказать, что лично я пока сам не уверен, на что и как именно влияет это дело в игре, хотя представители СИ меня уверяют, что все-таки влияет.

На тему тактики можно тоже говорить много - игра позволяет очень точно контролировать работу ваших игроков на футбольном поле. Одно из нововведений FM - это возможность настройки уровня таких элементов тактики, как широта игры (играть по всей ширине поля, или только по узким "желобкам", например), а также удержание линии обороны, свобода созидания и др. То есть вы можете сделать из вашей команды эдаких последних защитников крепости, отстреливающихся изо всех сил последними патронами, или же галопирующих в атаку красноармейцев из дивизии Буденного, нацеленных только на атаку, где каждый участник концентрируется на своих личных умениях и навыках, а не на командной игре. Конечно, вы как игроки скорее всего окажетесь где-то посередине этих двух крайностей, но вся прелесть FM в том, что вы сами можете выбрать, где именно. Еще одна полезная штука - возможность быстрого изменения тактики путем нажатия одной кнопки. А если вам жизненно необходим гол, но матч уже вот-вот закончится, вы также можете выставить в экране тактик эдакий традиционный "навал" кавалерии, когда все футболисты будут просто забрасывать мяч на самого лучшего вашего футболиста в штрафной противника.

Управление игрой явно базируется на системе меню в Mac OS X, а также последних разработках и ноу-хау веб-дизайна. Передвигаться по экранам игры можно разными способами: через верхнее кнопочное меню, через древовидное меню слева, или через иерархическое меню в нижней части экрана, прослеживающее ваш путь от корневого меню до того экрана, на который вы сейчас смотрите. Все варианты навигации взаимно дополняют друг друга и прекрасно интегрированы. Конечно, в начале игры вам придется потратить пару часов, чтобы выработать свой алгоритм навигации, но потом она будет вам даваться очень просто, поскольку построена навигация гораздо более логично, чем в том же СМ3. Основная идея новой системы - предоставлять быстрый и простой доступ к все более сложному содержанию игры, получившему новые опции и элементы. Теперь все трансферы, аренды и прочие тренировки представлены в логичном виде и предоставляют игроку еще большие возможности в игре.

Но самое главное - все это вместе дает реалистичную симуляцию самого футбола. В бете я выбрал игру за Манчестер Сити, и тоже громил всех в предсезонке. Голы забивались в огромных количествах, и было просто приятно смотреть на маленького Шона Райта-Филлипса, бегущего по своей правой бровке и дающего филигранные пасы Анельке. Но с началом игры в Премьер-Лиге я понял, как глубоко я ошибался, строя радужные мечты: моя команда все больше и больше ошибается, а, смотря матчи в режиме 2-Д, я вижу, как огромные провалы размером с небольшой океан появляются между моими тупыми защитниками. Похоже, что настал момент серьезной работы - нужно воспользоваться возможностями этой огромной базы данных, выслать скаутов на просмотр подкреплений (кстати, скауты теперь работают с умом и просматривают не только тот тип игроков, которые ему заказал тренер, но и вообще всех футболистов, на которых ляжет его профессиональный глаз). А после этого как раз понадобятся и мои новые навыки заключения сложных и заковыристых контрактов, попытки по максимуму использовать все небольшие финансовые ресурсы клуба, предлагая футболистам подслащенные пилюли в виде бонусов и всевозможных зарплатных схем.

Контролируемый компьютером помощник главного тренера (т.е. вас) призван сообщать своему боссу о том, кто из игроков решил устроить себе легкую жизнь и не занимается с должным рвением, или о том, кому из ваших заморышей требуется дополнительная физподготовка с самым зверским из ваших тренеров. Кроме того, он может выбрать за вас состав на матч, если вы его об этом попросите, или же расскажет вам о подрастающих звездочках из молодежной команды. Кроме того, как мне сказали разработчики, он же может сообщить вам и о различных сплетнях, ходящих по клубной раздевалке, но не доходящих до вас по вполне понятной причине скрытности и стеснительности игроков. Кстати, СИ говорят, что личные качества игроков в этой версии будут играть очень важную роль, гораздо большую, чем ранее. Особенно обидчивые игроки теперь будут на вас дуться и за критику игры команды в прессе, и за продажу их друзей по команде. Правда, я не уверен, что в игре появилась опция "не общаться с прессой после важного выигранного матча", но тут, я думаю, все еще впереди.

Футбол теперь все больше и больше зависит от личностей, психологической игры, характеров и надежд его непосредственных участников. Матчи выигрываются и проигрываются на пресс-конференциях и на страницах желтой спортивной прессы. Судя по тем 8 часам, которые я провел, играя в эту бета-версию, СИ удалось очень удачно воспроизвести эту современную "болезнь" футбола, и при этом сохранить тактическую сторону игры, столь любимую пуристами.

Так что, возвращаясь к моей работе - да, я не могу быть полностью объективным в этом вопросе. Но, сдается мне, если СИ сможет добиться улучшений в отношении скорости игры (по моим ощущениям, эта бета-версия была гораздо быстрее, чем СМ4) и выпустит финальную версию с минимальным количеством багов, то мы станем свидетелями рождения лучшего футбольного симулятора, когда либо разработанного в недрах Спортс Интерактив. Так что с прискорбием сообщаю о полной кончине моей общественной жизни...


Перевод: zenitchempion
21 сентября 2004 года