Любители серии игр Championship Manager со стажем уже знают, что программисты SI стараются каждую новую версию игры сделать чуть (а иногда и не чуть) лучше предыдущей. Не знаю, как вам, а мне лично в игре более всего всегда нравилось наблюдать за ходом матча и влиять на его течение - заменами или тактическими изменениями. Так вот, с выходом Football Manager 2005 (а именно так называется новое творение Тимура-Вогана и его команды) я почти доволен. Оглядываясь назад, например на СМ2, где все, что мог сделать тренер по ходу игры - это заменить игрока, переставить игроков на поле, нарисовав им "стрелочки" и сменить тип паса (только для всей команды в целом!), я думаю, что я теперешний на эту игру и смотреть бы не стал. Хотя скорость, конечно, впечатляющая была. :)
Но мы живем сейчас и имеем возможность играть в FM (для краткости я буду писать название новой игры именно так). И в этой новой игре ребята из SI сделали весьма неплохой шаг вперед. Этот шаг я могу сравнить, пожалуй, только с изменениями между СМ2 и СМ3, когда количество тактических настроек увеличилось как количественно, так и качественно.
Что же предложили любителям футбола в этот раз?
Кто на новенького?
Во-первых, изменения коснулись тех настроек, которые уже были раньше. Если в СМ 03/04 ментальность команды задавалась выбором из 5 заданных значений - от "Все назад!" до "Дави их гадов!", то теперь эта регулировка стала куда более плавной. Сколько там промежуточных значений - не знаю, но поболее десятка точно.
Аналогичные изменения претерпели установки по игре в пас и прессингу. Теперь можно плавно регулировать предпочтительную длину передач и менять уровень, с которого ваша команда будет активно прессинговать соперника.
Установка по жесткости отбора внешне также выглядит как "рычажок" для плавного изменения, но реально там все те же три значения: "Easy - Normal - Hard".
Также остались старые знакомые - офсайдная ловушка и использование контратак. Ставите галочку - включается соответствующий механизм командной игры. Опека может быть, как и ранее, зонной или персональной. Все по-старому.
К новому названию прилагаются новые фичи. Первая из них - темп игры. Регулируется плавно. Теперь можно взвинтить темп, чувствуя, что соперник "плывет", или наоборот успокоить игру, неспешно перекатывая мяч, если вы решили поиграть на удержание счета.
Второе новшество - регулируемая ширина атаки. Теперь можно плавно изменять ширину ваших атак. Хотите - заставьте ваших крайних полузащитников топтать боковую линию, хотите - загоните их в центр. Выбор за вами.
Одна из наиболее интересных возможностей - плавно регулируемая "степень свободы" игроков. Любители "тотального футбола" - пришло ваше время! Даем максимум свободы игрокам и наслаждаемся "организованным хаосом". Ну, или наоборот - запрещаем всякое "вольнодумство" и играем как доктор, то есть тренер, прописал. Истина, как обычно, где-то в середине.
Появилась возможность управлять расположением линии защиты. Теперь можно выдвинуть защиту вперед, к центральной линии, уменьшая пространство, доступное полузащите соперника для развития игры. А можно наоборот, заставить их оставаться у своей штрафной. Или выбрать любой промежуточный вариант.
Кроме того, появились еще три новые "галочки". "Плотная опека", "использовать плеймейкера" и "использовать игрока-цель". В принципе, вполне "говорящие" названия. Разве что термин "игрок-цель" может оказаться незнакомым. Это игрок, который обладает достаточной физической мощью и техникой, чтобы получать мяч и сохранять его у себя. Такой игрок используется как основная цель при передачах из глубины, например, в сложной ситуации, когда защитник вынужден использовать длинный пас. "Таргет-мэны" и "плеймекеры" задаются списком - как пенальтисты или исполнители угловых. Чем выше игрок в списке - тем в большей степени он, например, плеймейкер.
"Бес - в деталях"
"Детали на уровне топ-клубов решают все". Это высказывание Ринуса Михелса пока никто не опроверг. В FM детали - это установки игроков.
У игроков можно задать ментальность, "свободу", тип паса, прессинг и вид отбора. Все - как в командных установках (собственно, есть возможность именно их и использовать). Кроме того, есть "старые знакомые" - задания открываться впереди, вести мяч, бить издали, пасовать на ход и навешивать с фланга. Но теперь это не просто "галочки", переключаемые в стиле "да/нет", а "ползунки". Значений, правда, немного - всего три: "редко - как обычно - часто", но все же лучше, чем было. Те, кто играл в СМ 03/04, сразу спросят: "А если поставить "дальние удары - редко" - то что получится?". Отвечу сразу - получится то, что нужно. Бить будут редко. В основном - уже метров с 20-25 и по центру. Воган услышал наши молитвы. :)
Кроме того - не претерпели изменений установки Cross From и Cross Aim. У вратарей остался без изменений выбор начала атаки - Distribution.
Также можно выбрать для каждого игрока тип опеки (зона, персоналка, конкретный игрок) и поставить галочку напротив "плотной опеки" (если не желаете использовать установленную в командных заданиях), дать игроку возможность побыть "свободным художником" или попридержать мяч.
Гладко было на бумаге...
Глядя на все это буйство "рычажков", "кнопочек" и "переключателей" хочется задать резонный вопрос - а оно вообще работает? И если работает, то так работает, как заявлено, или как левой пятке Вогана пожелается?
Так вот, спешу вас обрадовать и обнадежить - все именно работает. Именно так, как надо. Разве что по "плеймейкерам" и "таргет-мэнам" я пока до конца не разобрался. Все же остальное - работает как надо, где надо и когда надо.
Дабы не быть голословным - перейду к примерам.
Для тестов использовались 4 клуба. Все клубы были из английской премьер-лиги - дабы не было соблазна свалить "кривость" выполнения игроками тренерской установки на "кривость" самих игроков. Словом - это МЮ, Ливерпуль, Арсенал и Портсмут. Всего я сыграл около 25-30 матчей этими командами и картина довольно ясна.
Сначала - о новшествах. "Свобода" игрока работает на ура. Предоставленные сами себе, вингеры Ливерпуля и Арсенала регулярно меняются местами, переходя с фланга на фланг. Попытка выдвинуть линию защиты вперед привела к тому, что защитники вышли к центральной линии, а соперник начал пытаться забрасывать мяч им за спину - вратарь совершил несколько эффектных сейвов после выходов 1 на 1.
Попытка отодвинуть защиту назад, сохранив при этом прессинг по всему полю, ожидаемо привела к разрывам между линиями и нескольким опасным ударам со средней дистанции за короткое время. Пришлось перестать издеваться над игроками. :)
Уменьшение темпа игры приводит к снижению количества опасных моментов. Вполне логично.
Плотная опека особенно полезна в полузащите. С ней соперник значительно меньше бьет по воротам со средних дистанций (20-25 метров). Для защитников она скорее вредна - видимо потому, что попытка плотно сыграть с форвардом часто приводит к тому, что защитник больше рискует, старается играть на опережение - а в такой ситуации ошибка чревата опасным выходом 1 на 1 и ударом с близкой дистанции.
Вообще стоит отметить, что теперь игроки стали гораздо строже придерживаться тренерских установок. Если тренер сказал - играть коротко, то играть будут коротко. Поднадоевших забросов фланговым полузащитникам с последующим "загрузом" в штрафную вы больше не увидите. Разве что если сами пожелаете, чтобы ваша команда играла именно так.
Еще наблюдение - даже очень хорошие и быстрые дриблеры теперь куда реже проходят оппонентов 1 в 1. Чаще все заканчивается угловым или аутом. То же самое касается центральных форвардов - значительно реже получается так, что, выходя 1 на 1 с защитником, форвард выигрывает. Чаще победу празднует защитник.
Значительно уменьшилось число прорывов, когда ваша команда атакует с численным большинством или равенством. Общее ощущение - все стало куда ближе к реалиям и немного сложнее...
Alessio
12 октября 2004 года