CM Russia Четверг
25.04.2024
00:03
Российский взгляд на Championship Manager  
Тактический движок Football Manager 2005

Любители серии игр Championship Manager со стажем уже знают, что программисты SI стараются каждую новую версию игры сделать чуть (а иногда и не чуть) лучше предыдущей. Не знаю, как вам, а мне лично в игре более всего всегда нравилось наблюдать за ходом матча и влиять на его течение - заменами или тактическими изменениями. Так вот, с выходом Football Manager 2005 (а именно так называется новое творение Тимура-Вогана и его команды) я почти доволен. Оглядываясь назад, например на СМ2, где все, что мог сделать тренер по ходу игры - это заменить игрока, переставить игроков на поле, нарисовав им "стрелочки" и сменить тип паса (только для всей команды в целом!), я думаю, что я теперешний на эту игру и смотреть бы не стал. Хотя скорость, конечно, впечатляющая была. :)

Но мы живем сейчас и имеем возможность играть в FM (для краткости я буду писать название новой игры именно так). И в этой новой игре ребята из SI сделали весьма неплохой шаг вперед. Этот шаг я могу сравнить, пожалуй, только с изменениями между СМ2 и СМ3, когда количество тактических настроек увеличилось как количественно, так и качественно.

Что же предложили любителям футбола в этот раз?

Кто на новенького?

Во-первых, изменения коснулись тех настроек, которые уже были раньше. Если в СМ 03/04 ментальность команды задавалась выбором из 5 заданных значений - от "Все назад!" до "Дави их гадов!", то теперь эта регулировка стала куда более плавной. Сколько там промежуточных значений - не знаю, но поболее десятка точно.

Аналогичные изменения претерпели установки по игре в пас и прессингу. Теперь можно плавно регулировать предпочтительную длину передач и менять уровень, с которого ваша команда будет активно прессинговать соперника.

Установка по жесткости отбора внешне также выглядит как "рычажок" для плавного изменения, но реально там все те же три значения: "Easy - Normal - Hard".

Также остались старые знакомые - офсайдная ловушка и использование контратак. Ставите галочку - включается соответствующий механизм командной игры. Опека может быть, как и ранее, зонной или персональной. Все по-старому.

К новому названию прилагаются новые фичи. Первая из них - темп игры. Регулируется плавно. Теперь можно взвинтить темп, чувствуя, что соперник "плывет", или наоборот успокоить игру, неспешно перекатывая мяч, если вы решили поиграть на удержание счета.

Второе новшество - регулируемая ширина атаки. Теперь можно плавно изменять ширину ваших атак. Хотите - заставьте ваших крайних полузащитников топтать боковую линию, хотите - загоните их в центр. Выбор за вами.

Одна из наиболее интересных возможностей - плавно регулируемая "степень свободы" игроков. Любители "тотального футбола" - пришло ваше время! Даем максимум свободы игрокам и наслаждаемся "организованным хаосом". Ну, или наоборот - запрещаем всякое "вольнодумство" и играем как доктор, то есть тренер, прописал. Истина, как обычно, где-то в середине.

Появилась возможность управлять расположением линии защиты. Теперь можно выдвинуть защиту вперед, к центральной линии, уменьшая пространство, доступное полузащите соперника для развития игры. А можно наоборот, заставить их оставаться у своей штрафной. Или выбрать любой промежуточный вариант.

Кроме того, появились еще три новые "галочки". "Плотная опека", "использовать плеймейкера" и "использовать игрока-цель". В принципе, вполне "говорящие" названия. Разве что термин "игрок-цель" может оказаться незнакомым. Это игрок, который обладает достаточной физической мощью и техникой, чтобы получать мяч и сохранять его у себя. Такой игрок используется как основная цель при передачах из глубины, например, в сложной ситуации, когда защитник вынужден использовать длинный пас. "Таргет-мэны" и "плеймекеры" задаются списком - как пенальтисты или исполнители угловых. Чем выше игрок в списке - тем в большей степени он, например, плеймейкер.

"Бес - в деталях"

"Детали на уровне топ-клубов решают все". Это высказывание Ринуса Михелса пока никто не опроверг. В FM детали - это установки игроков.

У игроков можно задать ментальность, "свободу", тип паса, прессинг и вид отбора. Все - как в командных установках (собственно, есть возможность именно их и использовать). Кроме того, есть "старые знакомые" - задания открываться впереди, вести мяч, бить издали, пасовать на ход и навешивать с фланга. Но теперь это не просто "галочки", переключаемые в стиле "да/нет", а "ползунки". Значений, правда, немного - всего три: "редко - как обычно - часто", но все же лучше, чем было. Те, кто играл в СМ 03/04, сразу спросят: "А если поставить "дальние удары - редко" - то что получится?". Отвечу сразу - получится то, что нужно. Бить будут редко. В основном - уже метров с 20-25 и по центру. Воган услышал наши молитвы. :)

Кроме того - не претерпели изменений установки Cross From и Cross Aim. У вратарей остался без изменений выбор начала атаки - Distribution.

Также можно выбрать для каждого игрока тип опеки (зона, персоналка, конкретный игрок) и поставить галочку напротив "плотной опеки" (если не желаете использовать установленную в командных заданиях), дать игроку возможность побыть "свободным художником" или попридержать мяч.

Гладко было на бумаге...

Глядя на все это буйство "рычажков", "кнопочек" и "переключателей" хочется задать резонный вопрос - а оно вообще работает? И если работает, то так работает, как заявлено, или как левой пятке Вогана пожелается?

Так вот, спешу вас обрадовать и обнадежить - все именно работает. Именно так, как надо. Разве что по "плеймейкерам" и "таргет-мэнам" я пока до конца не разобрался. Все же остальное - работает как надо, где надо и когда надо.

Дабы не быть голословным - перейду к примерам.

Для тестов использовались 4 клуба. Все клубы были из английской премьер-лиги - дабы не было соблазна свалить "кривость" выполнения игроками тренерской установки на "кривость" самих игроков. Словом - это МЮ, Ливерпуль, Арсенал и Портсмут. Всего я сыграл около 25-30 матчей этими командами и картина довольно ясна.

Сначала - о новшествах. "Свобода" игрока работает на ура. Предоставленные сами себе, вингеры Ливерпуля и Арсенала регулярно меняются местами, переходя с фланга на фланг. Попытка выдвинуть линию защиты вперед привела к тому, что защитники вышли к центральной линии, а соперник начал пытаться забрасывать мяч им за спину - вратарь совершил несколько эффектных сейвов после выходов 1 на 1.

Попытка отодвинуть защиту назад, сохранив при этом прессинг по всему полю, ожидаемо привела к разрывам между линиями и нескольким опасным ударам со средней дистанции за короткое время. Пришлось перестать издеваться над игроками. :)

Уменьшение темпа игры приводит к снижению количества опасных моментов. Вполне логично.

Плотная опека особенно полезна в полузащите. С ней соперник значительно меньше бьет по воротам со средних дистанций (20-25 метров). Для защитников она скорее вредна - видимо потому, что попытка плотно сыграть с форвардом часто приводит к тому, что защитник больше рискует, старается играть на опережение - а в такой ситуации ошибка чревата опасным выходом 1 на 1 и ударом с близкой дистанции.

Вообще стоит отметить, что теперь игроки стали гораздо строже придерживаться тренерских установок. Если тренер сказал - играть коротко, то играть будут коротко. Поднадоевших забросов фланговым полузащитникам с последующим "загрузом" в штрафную вы больше не увидите. Разве что если сами пожелаете, чтобы ваша команда играла именно так.

Еще наблюдение - даже очень хорошие и быстрые дриблеры теперь куда реже проходят оппонентов 1 в 1. Чаще все заканчивается угловым или аутом. То же самое касается центральных форвардов - значительно реже получается так, что, выходя 1 на 1 с защитником, форвард выигрывает. Чаще победу празднует защитник.

Значительно уменьшилось число прорывов, когда ваша команда атакует с численным большинством или равенством. Общее ощущение - все стало куда ближе к реалиям и немного сложнее...

Alessio
12 октября 2004 года