CM Russia Воскресенье
25.06.2017
06:38
Российский взгляд на Championship Manager  
Football Manager 2005: старая конфетка в новой обертке

Совсем немного времени осталось до того момента, как счастливые подписчики Football Manager 2005 Magazine получат второй номер этого журнала, к которому будет приложен диск с бета-версией нового детища наших старых знакомых из SI Games.

Официальный релиз Football Manager 2005, издателем которого выступает европейский филиал SEGA, пришедший на смену недальновидной Eidos, состоится в декабре 2004 года. Скорее всего, это произойдет в канун Рождества - традиционно самое насыщенное релизами время года.

Нельзя сказать, что создатели очень уж активно делились с общественностью информацией о новой версии легендарной игры, все больше отделываясь стандартными интервью и обещаниями, как две капли воды по смыслу схожими с теми, что мы слышали на протяжении многих лет. Приятно, что некоторые вещи не меняются со временем, однако фанатам всегда хочется больше конкретики и обещаний светлого будущего.

Ну что ж, картина уже практически полностью ясна и за время, оставшееся до релиза, чего-то сенсационно нового, очевидно, мы уже не узнаем. Поэтому попробуем просто обобщить все то, что стало известно из различных источников.

Системные требования

Начнем с официальной части, а именно - с системных требований FM. Все мы помним бич прошлых версий - жуткую прожорливость игры, что вырабатывало особый стиль игры - неторопливый, с перекурами и распиванием чаев в ожидании создании новой игры или пересчета базы данных игроков при старте нового сезона. О тормозах при включении более 3-5 активных лиг вспоминать даже не хочется. Судя по просочившейся в Интернет информации, кардинальных улучшений в этом плане ожидать не стоит. Воган стучит себя пяткой в грудь и обещает, что FM будет работать как минимум на 40% быстрее. Охотно верится, так как за время, прошедшее с появления СМ4, производительность компьютеров выросла примерно на столько же. Формально системные требования до сих не объявлены, что может означать только одно - оно тормозит по-прежнему и разработчики до последнего момента будут вылизывать код игры. Поэтому любые декларируемые процессорные мощности и объемы памяти к декабрю могут существенно полегчать.

Итак, старый движок по-прежнему с нами.

Команды, игроки, персонал

Еще одна формальная часть - это контингент подчиненных, подопечных и прочая. Кем же нам придется руководить и тренировать, кого придется покупать и продавать?

Как известно, после развода между SI и Eidos вся накопленная база игроков и статистика по клубам осталась у авторов, то есть у Марка Вогана сотоварищи. А это значит, что нам по-прежнему гарантировано "почти 100% точное" отображение более чем 250 000 игроков и тренеров (а также врачей, скаутов и агентов) из более чем 150 стран мира. Подобное было бы невозможно без титанической работы, которую ведут около 60 официальных ресерчеров и более трех сотен их помощников. Именно подобная точность и качество их работы и делали CM - а теперь, вероятно, и FM - лидером на рынке футбольных менеджеров.

Последние официальные данные на этот счет гласят, что для игры будет доступна 51 страна. Изначально планировалось 43, однако SI удалось решить ряд вопросов с лицензированием дополнительных лиг, что не может не радовать. В новой игре добавятся лиги Румынии, Болгарии, Словении, Чили, Перу, Колумбии, Малайзии, США, Исландии и Белоруссии. Причем последней выделено целых три дивизиона, создавая таким образом невиданный для других стран бывшего СССР уровень реализма. США вновь возвращается в строй, а Япония покидает число доступных для игры стран.

В этих странах будут присутствовать 158 лиг, в которых будет 2351 команда, любую из которых вы можете возглавить. Для игроков дубля предусмотрено ровно 1000 команд, которые сойдутся в боях в рамках 70 дивизионов для дублирующих составов. Молодежные команды будут представлены 1651 клубом из 117 лиг. Таким образом, общее число лиг - 345, а число команд в них составляет вообще заоблачные показатели в 5002 клуба.

Вы сможете принять участие в международных соревнованиях, взяв руководство над одной из 94 национальных сборных, состоящих в свою очередь из главной команды, молодежной и юниорской (которые также будут доступны вам для руководства). Также не будут забыты и 16 олимпийских сборных. Суммарное число сборных команд, тренировать которые вам будет позволено, составит 298.

Главный тренер сборной теперь сможет назначать своих собственных помощников, а также самостоятельно организовывать товарищеские матчи и турниры. Правда, за всю эту прелесть надо чем-то платить. Появятся отказы игроков от вызовов в сборную, усиленное влияние СМИ и болельщиков на игру главной команды страны и недовольство тренеров клубов, если вы начнете игнорировать их инструкции на товарищеские матчи.

Интерфейс

Весьма заметный, я бы даже сказал, ведущий акцент в своих выступлениях представители SI, все как один, делают на интерфейс будущей игры. Нам обещают нечто революционное, сравнивая этот переход с переходом от Win98 к WinXP. Якобы, во-первых, интерфейс станет более быстрым, во-вторых - более интуитивно понятным, в-третьих... и так далее. Нас обещают избавить от кучи вкладок и выпадающих меню, максимально упростить работу с контекстным меню, которое, кстати, перекочует из правого верхнего угла в левый нижний. Организованы меню будут в основном по принципу дерева, кочуя по которому, можно будет гораздо быстрей найти требуемую информацию.

Дизайнеры также желают выводить больше информации на один экран - теперь он часто будет разделяться на две активные панели. На новом экране тактики, например, справа будет показываться тактическая расстановка, а слева - весь состав команды, а не только выбранный вами на игру. Вам больше не придется все время бегать с экрана состава на экран тактики и наоборот. На экране матча вы будете видеть окно с комментариями поверх игры, а также панель, сообщающую о голах, забитых в остальных матчах. Также можно будет во время матча одновременно наблюдать статистическое окно и 2D представление матча.

Пресса

Вторым важным камнем в основании фундамента FM2005 станет усовершенствованная система работы с прессой. Журналисты окончательно превратят вашу жизнь в ужас. Вы не сможете даже крикнуть на игрока без его ответного заявления в прессе. Что уж говорить об ожидаемых (и активно рекламируемых) словесных войнах между тренерами соперничающих команд, в ходе которых мораль всей вашей команды может изменяться в зависимости от ваших ответов сопернику.

Только представьте себе, что вы можете заранее высказать все, что думаете о Валерии Георгиче, его команде и его, начить, шансах на чемпионство. Он, конечно же, вам ответит в стиле "сам дурак и нос у тебя холодный". А если не ответит, то игроки его команды могут подумать "ага, Георгич-то испугался, видать, шансов нету" и выйти на игру в подавленном состоянии. С другой стороны, частые словесные перепалки с коллегами по тренерскому цеху могут и негативно сказаться на отношении к вам со стороны болельщиков и руководства.

Конечно, многое из этого мы уже видели и раньше, но в FM оно будет многократно усилено и станет влиять на ситуацию гораздо сильнее.

В целом же игровой антураж станет еще более приближенным к новостному режиму. Вас ожидает масса статистической информации до игры и после нее. Вас буквально завалят тоннами информации о будущем сопернике, о наиболее опасных его игроках, о любимой тактике. Околофутбольные эксперты будут давать прогнозы на матч, букмекеры объявлять ставки, пресса будет терзать всех душещипательными лозунгами вроде "Рауль не сможет забить ни одного мяча в ворота Уралана" и т.д. После игры вас ожидает очередной ворох информации по прошедшему матчу, включая мнение фанатских группировок. Не забыты и послематчевые пресс-конференции, от посещения которых, видимо, отказаться будет невозможно.

Трансферная система

Третий краеугольный элемент футбольного менеджера - это трансферы и все, что с ними связано. Обещаны новые опции поиска интересующих вас игроков. Для безработных тренеров создан "Job Center", где вы быстро сможете подыскать себе достойного помощника. Делаться это будет при помощи системы заявок. Вы определяете необходимый уровень опыта тренера и готовитесь отсеивать толпы кандидатов, резюме которых будут прибывать к вам вместе с очередной партией новостей. По крайней мере, именно такое впечатление о работе данной системы сложилось у меня на основании тех крупиц информации, что были выброшены в массы.

Впервые в игре дебютирует новый класс персонажей - агенты. Сами по себе они пока не будут обладать собственными статистическими параметрами, но большинство игроков в игре будут связаны контрактами с каким-либо агентом, и вам придется учитывать еще и их мнение. Агенты будут присылать вам предложения о просмотре игрока, прилагая к письму три эпизода реальной игры с его участием. Понятно, что по большей части это будут такие эпизоды, в которых игрок будет выглядеть как Марадона, но решать все равно придется вам. А еще вы сможете расставаться с ненужными игроками по обоюдному согласию, без выплаты компенсаций. Делаться это будет по согласию сторон, и у игрока будет возможность отказаться. В таком случае придется его гнобить дальше.

В трансферных вопросах появится еще один дополнительный фактор. Правда, пока весьма слабый, но если фанатам серии понравится, в будущем его роль возрастет. Я говорю о президентах клубов. Отдельным индивидуумам будет позволено влиять на трансферную политику команды путем самостоятельной продажи игроков. Допустим, вы тщательно планировали построить игру через Зидана, а ваш любимый президент взял и продал его за хороший откат. Кому-то, наверное, понравится.

Скауты наконец-то поумнеют. Теперь они уже не будут тупо находить вам только тех игроков, которые подходят под репутацию клуба и согласны перейти к вам. Возможности скаутов будут дополнены инструкциями для поиска, например, игрока с основной левой ногой, говорящего по-французски или игрока, которому больше 30 лет. Также вы можете указать скаутам время, в течение которого они должны просматривать нужного игрока - от месяца до одного года.

Большим подспорьем в трансферных делах должен стать рост репутации клуба в зависимости от его успехов. Рост репутации лиги по-прежнему не предусмотрен :(

Тактический движок и тренировки

Ну и, конечно же, самое главное (на мой взгляд), что было, есть и, надеюсь, будет в футбольных менеджерах от SI Games - тактика и тренировочный процесс.

Ваш ассистент очень сильно облегчит вам изучение вашей новой команды, а также станет совать свой нос во все аспекты подготовки команды. Кроме уже привычных отчетов по каждому игроку ассистенты смогут готовить подробные рапорты на всю команду в целом, не забывая вставить несколько своих гениальных советов. В общем, будут всячески вас учить, кого и куда ставить, а также нагло читерить, рассказывая вам о всех будущих звездах вашей команды. Единственное, что не будет позволено помощникам - это вмешиваться в тактические схемы. Тут вам предоставляется полная свобода действий, что заставляет еще более внимательно подходить к тренировочному процессу, чтобы воспитать именно тех монстров, что вам нужны.

Пока все, что касается блока тренировок, покрыто тайной. Традиционно СМ был весьма слаб в этом пункте и любые попытки более-менее правильно настроить тренировочный процесс мало влияли на итоговые результаты команды. С тренировками прекрасно справлялся ассистент, а вы, увидев падение какого-нибудь скилла игрока, ничего не могли с этим поделать, зачастую не зная, какая тренировка влияет на этот скилл. А даже если и знали, зачастую все равно ничего изменить не могли. Движок игры поступал так, как ему вздумается. Сосредоточенное молчание создателей игры и полное отсутствие скриншотов окна тренировок дают возможность для раздумий. Возможно, что тренировки все еще готовы. Совсем. Возможно, что нас ждет нечто кардинально новое. Впрочем, это нисколько не отменяет первое предположение. Остается только надеяться на благоразумность ЖВБ.

Посмотрим, что нам предлагают с точки зрения движка матча. 2D остается прежним, но у вас появится возможность изменить стандартный вид "горизонтального" поля на "вертикальный". Кто играл в менеджеры серии USM, должны понять, о чем идет речь. Игроки по-прежнему будут неутомимо сновать по всему полю, а движок будет исправно поставлять полюбившиеся нам глюки, вроде мяча на 93-й минуте, забитого с центра поля, причем визуально не попавшего в ворота, но засчитанного. Добавлены плюшки, вроде автопоказа повторов и появления системы ползунковых регуляторов скорости игры.

Эти же регуляторы будут присутствовать и в других режимах - в командных и персональных тактических установках. То есть вместо 5 стандартных пунктов выпадающего меню нам дадут полоску с регулятором, число возможных положений которого не будет сильно отличаться от старых опций. Зато новизна.

Командные инструкции станут еще более точными и пополнятся новыми пунктами:
• creative freedom - определяет, сколько импровизации на поле вы позволите игрокам;
• tempo - общекомандная скорость. Наконец-то фраза "взвинтить темп" станет реальностью.
• width - указания из разряда "играйте шире/играйте уже". Если вы любите центродавилово - этот пункт для вас.
• defensive line - уровень, показывающий насколько близко к воротам должны играть защитники;
• tight marking - собственно, видимо, переименованный прессинг;
• use playmaker - игра с плеймейкером;
• target man - игра с явно выраженным адресатом всех передач.

Последние два пункта должны весьма сильно сочетаться с персональными установками конкретных игроков. Сейчас вы можете приказать своим игрокам делать что-либо, но вы не можете им запретить делать что-либо. Марк Воган обещает, что в FM вы сможете ограничивать свободу игроков путем прямых запретов и указаний.

Все это должно еще больше усилить тактический движок игры. Возможно, у вас получится создать тактику под конкретного игрока, которая будет работать только с ним. В любом случае такие тактики, заточенные под конкретный набор игроков, могут оказаться более сильными, чем читерские тактики, расчитанные на любую команду.

Для начинающих тренеров, а также для оснащения компьютерных клубов FM предлагает весь спектр современной тренерской мысли - 37 дефолтных тактик, причем, по неофициальным данным, в их число вернутся некоторые тактики из ранних версий СМ, а также кое-какие тактические модификации читерских тактик, взламывавших движок игры в прошлом. Ну и, конечно же, нас ждет одна фирменная тактика от авторов игры. На этот раз ей станет модификация старой 424. В общем и целом стоит ожидать исправления старых багов, так что на создание читерских тактик может уйти гораздо больше времени, чем раньше.

Финансы

Финансовая часть игры должна была быть весьма значительно изменена. Авторами было обещано более реалистичное представление бюджетов команд и их статей расходов и доходов. К счастью, появление торговли пончиками не предусмотрено по-прежнему. Хотя это ведь как посмотреть. Деньги от торговли (чем?) в бюджете клубов предусмотрены и даже обещана их большая реалистичность, чем раньше. С ужасом представляется 30 миллионов доходов Реала от продажи футболок Бэкхема. Президенты клубов более охотно, чем раньше, станут выделять деньги на зарплаты игроков и трансферы, не доводя дело до ультиматумов, если у них действительно есть деньги. Вероятно, появятся и налоги, и, возможно, как и в жизни, игроки будут выбирать при двух одинаковых зарплатах ту страну, в которой налоги пониже.

Другие новшества

SI вводит еще несколько новых элементов, призванных повысить интерес и реалистичность игры. Например, появятся понятие "тренер-спасатель". Это дает шанс уволенным тренерам побыстрее найти новую работу. Борющийся за выживание клуб может предложить вам подписать контракт до конца сезона с возможностью дальнейшего продления в случае, если вам удастся спасти команду от вылета. И еще один большой сюрприз ожидает вас в период безработицы. Клубы теперь могут не просто предлагать вам работу, а "насильно" вручать вам штурвал команды. Захотите - будете тренировать, не захотите - можете уволиться, но тогда ожидайте массу вопросов от журналистов и, вероятно, падение репутации. Так что часто отказываться будет невыгодно.

Разумеется, не будут забыты и прочие атрибуты футбольного хозяйства. Всякие незначительные, но весьма приятные бонусы, вроде реальных клубных маек, эмблем и гербов. Также обещаны давно ожидаемые фотографии игроков. Разумеется, не всех, а только тех, с кем удалось договориться, но в том, что основные игроки в ведущих лигах будут представлены своими фэйсами во всей красе, сомневаться не приходится.

Чтобы окончательно наповал убить фанатов и привязать их к компьютерам на долгие ночи, хитрые англичане пошли на абсолютно убойный номер. Барабаны, дробь... Набрали воздуха в грудь... теперь у любого из вас есть шанс стать одним из игроков! Выдохнули воздух...

Подробности таковы. Поскольку в FM2005 значительное количество игроков будет снабжено своими собственными фотографиями, то возникает одна довольно забавная проблема, а именно - игроки-регенераты. Согласитесь, наблюдать фотографию Димы Булыкина в личной карточке какого-нибудь Марио Чиполинни (а то и Раджат Сингха), рожденного году так в 1995 - довольно нелепо. Поэтому для визуального представления будущих игроков SI и SEGA приглашают всех желающих поделиться своим фотоизображением, которое потом, возможно, попадет в окончательную игровую базу.

Ограничений немного - на снимке не должно быть никаких клубных цветов, например. Также, поскольку обычно генерируемые игроки создаются в возрасте от 18 до 22 лет, то посылать фотографию своего брата из третьего класса или Бориса Николаевича Ельцина не стоит. Впрочем, есть еще вероятность того, что в ходе игры ваш двойник станет тренером и тогда, взяв этот клуб под руководство, вы сможете полностью слиться со своим альтер-эго. В какой-то мере это уже начинает походить на давно обещанный режим карьеры. Собственно, появление самодельных патчей для добавления фото себя любимого в игру в любой момент вместо кого угодно также легко прогнозируемо. За всеми подробностями рекомендую обращаться на http://www.sigames.com/faceinthegame.

В качестве утешительного приза для тех, чьи фотографии не попадут в официальную базу, или для желающих русифицировать игровые комментарии в собственном стиле "под Гоблина", SI представляет Media Editor, позволяющий вставлять в игру свои собственные журналистские репортажи о матчах, комментарии и цитаты представителей команд и СМИ. Редактор будет выпущен или одновременно с релизом FM, или спустя какое-то время. Авторы надеются, что поклонники игры будут создавать свои файлы с комментариями и обмениваться ими. Правильная мысль, надо признать.

Ну и напоследок о совершенно отдельной области игры в футбольный менеджер - игре по сети. Создание гигантской онлайновой версии игры с тысячами игроков пока не планируется, но первый шажок на этом пути уже сделан. Заявлено, что новый сетевой режим позволит сойтись в сеансе одновременной игры на одном сервере 256 игрокам. Общая скорость игры будет, как и ранее, зависеть от скорости самого медленного игрока. Однако заявление о подобном функционале было сделано довольно давно и, ввиду его некоторой спорности, может быть реализовано в традиционно урезанном виде.

Чтобы дополнить прочитанное выше своим собственным впечателением, предлагаю посетить сайт SI и поглядеть собственными глазами на представленные скриншоты FM2005 вот на этой странице.

Admin
12 сентября 2004 года